Муниципальное автономное образовательное учреждение «Родниковская средняя общеобразовательная школа » СОГЛАСОВАНО Заместитель по УВР Шерстобитова Н.В. _________ 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор школы Косолапова О.А. __________ 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по черчению для 8 класса Составитель: учитель физики и информатики Родниковской средней школы Дернова Надежда Викторовна 2023 г 1. Пояснительная записка. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. 1.1. Характеристика модуля Актуальность программы в том, что графическая деятельность школьников неотделима от развития мышления. На уроках черчения, учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся. Знания получаемые на уроках «Черчения» применяются при изучении следующих курсов: «Компьютерное моделирование» (ИКТ+ черчение), «Занимательное черчение» (физика, математика + черчение). «Инженерный дизайн CAD», «Прототипирование» (технология + черчение). Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных предметов: черчения, информатики, физики, астрономии, математики, технологии. Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучаемого учебного материала считается невозможным. Межпредметные связи в курсе черчения могут быть реализованы с такими предметами как математика, физика, астрономия, биология, анатомия, технология. Рабочая программа по модулю «Черчение и графика» составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р6) Изучение черчения направлено на достижение следующих целей: обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Задачи курса: формировать и развивать образное (пространственное), логическое и абстрактное мышление учащихся; ознакомить их с процессом проектирования, построением чертежей и аксонометрических проекций деталей, осуществляемых средствами графики; формировать у школьников навыки аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты; научить самостоятельно пользоваться учебным материалом; использовать Интернет-ресурсы в процессе поиска информации; формировать умение применять графические знания в новых ситуациях; развивать творческие способности учащихся; Содержание программы по черчению составлено таким образом, что достижение учащимся как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает общее развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Место учебного предмета в учебном плане Общее число часов, рекомендовано для изучение черчения, - 34 часов: в 8 классе – по 34 часа (1 час в неделю). 2. Содержание обучения. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нѐм те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, работа с учебником и справочным материалом, моделирование и конструирование, выполнение графических и практических работ. Изучение теоретического материала сочетается с выполнением обязательных графических работ. Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами. Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Желательно, чтобы задачи и упражнения носили творческий характер. Отбор объектов для графических работ следует осуществлять, когда это возможно, в тесной связи с учителями других разделов образовательной области. В процессе обучения графике необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., ЦОР и другие современные технические средства обучения (по возможности контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики). 8 класс Тема Техника выполнения Содержание обучения Значение черчения в практической деятельности людей. чертежей и правила их оформления Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок (4 часов) Сечения и разрезы (7 часов) Чтение и выполнение чертежей деталей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрих пунктирная и тонкая штрих пунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Общие сведения о способах проецирования Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения. Чтение чертежей. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих Сборочные чертежи Чертежи типовых соединений деталей (2 часа) Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий (4 часов) Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.). Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. Чтение строительных чертежей (2 часа) Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Прикладная графика (2 ч) Основные теоретические сведения Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПК для выполнения графических работ. Практические работы Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм но предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ*. Варианты объектов труда Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знак 3. Планируемые результаты освоения программы Рабочая программа по учебному предмету «Черчения». Личностные результаты Гражданско-патриотического воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудового воспитания Экологического воспитание - проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; - ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учѐных. - готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвѐртой промышленной революции; - осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; - освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. - осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе. - осознание ценности науки как фундамента технологий; - развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. - осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; - умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. - уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; - готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - умение ориентироваться в мире современных профессий; - умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей; - ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. - воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; - осознание пределов преобразовательной деятельности человека. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: - выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; - самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские - овладевать навыками измерения величин с помощью действия: измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближѐнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; - уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; Работа с информацией: - выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; - понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; - владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. - Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: - в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; - в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; - в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; - уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: - уметь самостоятельно определять цели и планировать Самоконтроль: Предметные результаты 8 класс пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - делать выбор и брать ответственность за решение. - вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс еѐ достижения. - характеризуют опыт учащихся в формировании пространственно-логического мышления, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления; -формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; -необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике. 4. Приложения к рабочей программе УМК учебного предмета для педагога 1. Рабочая программа Ботвинникова А.Д. и др.; «Черчение». Программы общеобразовательных учреждений. 8класс. М.; Просвещение», 2019. в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования(ФГОС ООО). 2. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В 3ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; подобщ. Ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина— Ульяновск: УИПКПРО, 2010.— 84 с. 3. Черчение: 7- 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. – 5-е изд., доп. - М.: 4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227 5. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации // официальный сайт.– Режим доступа: http://минобрнауки.ф/ УМК учебного предмета для учащихся 1. Черчение: 7- 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. – 5-е изд., доп. - М.: 2. Блинова Е.А. Черчение Задания по теме «Аксонометрические проекции» СПб «Группа-М» 2002 3. Вышнепольский И. С. Рабочая тетрадь: Черчение – М., ACT, Астрель 2013 4. Гервер В.А. «Творческие задачи по черчению» - М, Владос, 2003 5. Степакова В.В. Карточки-задания по черчению, 7класс - М, Просвещение 2012 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Тема Часов 1 Введение. Техника 3 выполнения чертежей и правила их оформления Основные виды учебной деятельности учащихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Аналитическая https://lbz.ru деятельность: https://rosuchebnik.ru Ознакомиться: https://kopilkaurokov.ru с новым предметом, его https://resh.edu.ru 2 Чертежи в системе 2 прямоугольных проекций назначением и задачами; историей развития чертежей; графическими изображениями; чертѐжными инструментами, принадлежностями и материалами для выполнения чертежей. Иметь представление о: стандартизации, еѐ роли во взаимозаменяемости; видах чертѐжных линий; чертѐжных форматах; нанесении размеров; Практическая деятельность: Рационально использовать чертѐжные инструменты; вырабатывать навыки работы с чертѐжными инструментами; правильно организовывать рабочее место; выполнять начертание: линий чертежа; букв, цифр, знаков; рассчитывать параметры шрифта; заполнять основную надпись; Аналитическая деятельность: Ознакомиться: с понятием «проецирование», его видами и общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении; определением местного вида и целью его использования. Развивать пространственное мышление и логику; представлять расположение в пространстве трѐх взаимно https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru 3 Аксонометрические проекции. Технический рисунок 4 перпендикулярных плоскостей проекций и соответствующие им виды. Знать название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Практическая деятельность: определять необходимое и достаточное число видов на чертежах и правильно располагать их на формате. Аналитическая деятельность: Изучать: положение осей аксонометрических проекций; способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции; правила построения технического рисунка; отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Практическая деятельность: Выполнять построение: осей во фронтальной диметрической и изометрической проекциях; геометрических фигур и предметов по осям в аксонометрических проекциях; окружности в изометрической проекции; технического рисунка предмета; использовать для пространственной передачи объѐма предмета различные виды штриховки. https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru 4 Чтение и выполнение чертежей 8 Аналитическая деятельность: различать основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов; изучать последовательность построения видов на чертеже; обратить внимание на дополнительные сведения о нанесении размеров с учѐтом формы предмета; анализировать графический состав изображений для определения набора геометрических построений; ознакомиться: с чертежами развѐрток поверхностей геометрических тел; алгоритмом чтения чертежей. Изучить правила и целесообразность выполнения эскизов; понимать различие между чертежом и эскизом. Практическая деятельность: Находить на чертеже проекции вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета; строить проекций вершин, ребер, граней предмета; осуществлять по алгоритму анализ геометрической формы предметов; выполнять построение вырезов, третьего вида по двум данным; рационально наносить размеры на чертежах; грамотно применять при выполнении чертежей https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru 5 Сечения и разрезы 7 6 Сборочные чертежи 6 необходимые геометрические построения; читать чертежи предметов; выполнять эскизы по моделям деталей Аналитическая деятельность: Иметь представление о: назначении сечений, их видах и правилах выполнения; назначении разрезов, их классификации, обозначении; отличии разрезов от сечений; правилах выполнения разрезов; правилах соединения части вида и части разреза; определять рациональность выполнения чертежа; Практическая деятельность: выполнять построение: вынесенного сечения; фронтального, горизонтального и профильного разрезов; соединения части вида и части разреза; правильно определять количество и положение детали на главном изображении изображений; использовать условности и упрощения на чертежах в целях сокращения количества изображений Аналитическая деятельность: Иметь представление о: соединении деталей; сборочных чертежах изделий; деталированиии Практическая https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru 7 Чтение строительных чертежей 2 8 Прикладная графика. 2 деятельность: выполнять построение: чертежей резьбовых соединений; простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования; читать чертежи, содержащие изображение изученных соединений деталей. Аналитическая деятельность: Иметь представление об: основных правилах изображений на строительных чертежах; графических изображениях элементов зданий и деталей внутреннего оборудования; изучать условные обозначения и алгоритм чтения строительных чертежей. Практическая деятельность: читать строительные чертежи; выполнять план классной комнаты, своего дома (квартиры Аналитическая деятельность: Иметь представление о графическом представлении информации, изучать виды композиционного и цветового решения. Практическая деятельность: читать информацию, представленную графическими средствами, строить графики, диаграммы но предложенным данным, разрабатывать эскиз логотипа или товарного https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru https://lbz.ru https://rosuchebnik.ru https://kopilkaurokov.ru https://resh.edu.ru знака, использование прикладных пакеты программ для графических работ Практическая часть учебного предмета Практические и (или) лабораторные работы № Тема 1. 2. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Линии чертежа Чертеж «плоской» детали Чертежный шрифт Чертежи и аксонометрические проекции предметов Построение третьей проекции по двум данным. Чертеж детали Устное чтение чертежей Чертеж предмета в трех видах Эскиз и технический рисунок Сопряжение Чертеж детали с элементами конструирования. Чертеж детали Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Поурочное планирование 8 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления Чертежи в системе прямоугольных проекций Чертежи в системе прямоугольных проекций Аксонометрические проекции. Технический рисунок Аксонометрические проекции. Технический рисунок Аксонометрические проекции. Технический рисунок Аксонометрические проекции. Технический рисунок Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Чтение и выполнение чертежей Сечения и разрезы Сечения и разрезы Сечения и разрезы Сечения и разрезы Сечения и разрезы Сечения и разрезы Сечения и разрезы Сборочные чертежи Сборочные чертежи Сборочные чертежи Сборочные чертежи Сборочные чертежи Сборочные чертежи Чтение строительных чертежей Чтение строительных чертежей Прикладная графика Прикладная графика Оценочный инструментарий Формы контроля Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам. Общие критерии оценки знаний и умений по черчению. 1. Овладение программным материалом. 2. Уровень умения читать и выполнять чертежи. 3. Развитие пространственных представлений. 4. Умение пользоваться справочным материалом. 5. Отношение к выполнению обязательных графических и практических работ. 6. Ошибки, допускаемые в процессе графической деятельности. Критерии оценка знаний и умений учащихся по черчению. 1. Устная проверка знаний. «5» - ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твѐрдо знает изученные правила и условности изображений; б) даѐт чѐткий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. «4» - ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого ещѐ пространственного представления; правила изображения и условия обозначения знает; б) даѐт правильный ответ в определѐнной логической последовательности в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя. «3» - ставится, если ученик: а) основной программный материал знает нетвѐрдо, но большинство изученных условных изображений и обозначений усвоил; б) ответ даѐт неполный, нетвѐрдо, но большинство изученных условных изображений и обозначений усвоил; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности. «2» - ставится, если ученик: а) обнаруживает незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала; б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. Графические и практические работы. «5» - ставится, если ученик: а) вполне самостоятельно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведѐт рабочую тетрадь. Чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в) ошибок в изображении не делает, но допускает незначительные неточности и описки. «4» - ставится, если ученик: а) чертежи читает и выполняет самостоятельно, но с небольшими затруднениями и сравнительно аккуратно ведѐт рабочую тетрадь; б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом; в) при выполнении чертежей и практиче6ских работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно, без дополнительных пояснений. «3» - ставится, если ученик: а) чертежи читает и выполняет неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает. б) Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно. Рабочую тетрадь ведѐт небрежно. в) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя. «2» - ставится, если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведѐт тетрадь; б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки. Графические работы оцениваются двумя оценками: 1). За фактические знания ученика по изученному материалу. 2). За качество графического оформления чертежей. Обязательный минимум графических и практических работ (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения— в тетрадях.) Мероприятия, направленные на решения задач воспитания решения задач воспитания Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Линейка 1 сентября Концерт к дню учителя Концерт к дню матери Проведение Елки Встреча Рождества Соревнование к дню мужества Интеллектуальная игра к 8 марта Субботник у школы Митинг к дню победа