Положение о нормах профессионального поведения педагогического работника

Принято педагогическим Советом
протокол № 13 от 321.08.2023г.

Утверждено приказом директора от
31.08.2023г.№181

Положение
о нормах профессионального поведения
педагогического работника
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Родниковская средняя общеобразовательная школа»
(Кодекс профессиональной этики)
1.Общие положения
1.1. Положение о нормах профессионального поведения педагогического работника
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Родниковская
средняя общеобразовательная школа» (далее Школа) регулирует организацию
единого педагогического подхода к обучению и воспитанию; предусматривает
единые требования к педагогическим работникам Школы и СП (Родниковский
детский сад); создание комфортных условий для воспитанников и обучающихся,
педагогических работников и родителей, микроклимата доверия и сотрудничества.
1.2. Понятные единые требования администрации Школы к педагогическому
коллективу призваны улучшить условия работы для всех участников
образовательного процесса.
1.3. Выработанные нормы профессионального поведения обязательны для всех
педагогических работников независимо от занимаемой должности, преподаваемого
предмета, наличия наград и поощрений, стажа педагогической работы.
1.4. За нарушение норм профессионального поведения на виновного может быть
наложено дисциплинарное взыскание по итогам соответствующего служебного
расследования.
2. Принципы этики педагогического работника
2.1. При осуществлении своей деятельности педагогический работник
руководствуется
следующими
принципами:
гуманность;
законность;
демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.
3. Нормы профессионального поведения

Взаимоотношения педагогического работника с воспитанниками и обучающимися
3.1. Педагогический работник служит для воспитанника и обучающегося образцом
тактичного поведения, умения общаться, уважения к собеседнику, поведения в споре,
справедливого, ровного и равного отношения ко всем учащимся.
3.2. Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства обучающихся.
3.3. Педагогический работник не отождествляет личность обучающегося с
личностью и поведением его родителей, т. к. ребенок не выбирает своих родителей.
3.4. Педагогический работник не отождествляет личность ученика со знанием (или
незнанием) преподаваемого предмета. "Солнце нашей поэзии" А.С. Пушкин не знал
математики, но человечество помнит его не за это.
3.5. Педагогический работник обещает что-либо только тогда, когда уверен, что
может это выполнить.
3.6. Педагогический
работник
является
для
обучающихся
примером
пунктуальности и точности, а его внешний вид - образцом аккуратности, элегантного
делового стиля.
3.7. Педагогический работник помнит, что по поведению отдельного работника
обучающиеся, родители и общество судят о школе в целом.
Взаимоотношения педагогического работника с педагогическим сообществом
3.8. Педагогические работники стремятся к взаимодействию друг с другом,
оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации
образовательного учреждения.
3.9. Педагогических работников объединяют взаимовыручка, поддержка,
открытость и доверие.
3.10. Педагогический работник имеет право открыто выражать свое мнение по
поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная
в адрес другого работника, должна быть объективной, обоснованной и корректной.
3.11. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагогического работника, не связанную с выполнением им своих трудовых
обязанностей.
3.12. Педагогический работник имеет право на поощрение от администрации
образовательного учреждения. Личные заслуги педагогического работника не
должны оставаться в стороне.
3.13. Педагогический работник имеет право получать от администрации
информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения.
Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на
работу педагогического работника и качество его труда.
3.14. Профессиональная инициатива и творчество приветствуются.
3.15. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении
на основе принципов открытости и общего участия.
3.16. Педагогический работник в процессе учебно-воспитательной деятельности
должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития
личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья

учеников.
Взаимоотношения педагогического работника с родителями воспитанников и
учеников
3.17. Педагогические работники должны уважительно и дружелюбно общаться с
родителями воспитанников и учеников.
3.18. Педагогический работник не разглашает высказанное детьми мнение о своих
родителях или мнение родителей о детях.
3.19. Отношения педагогических работников с родителями не должны оказывать
влияния на оценку личности и достижение целей.
3.20. На отношения педагогических работников с воспитанниками и учениками и на
их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями
образовательному учреждению.
Взаимоотношения педагогического работника с обществом и государством
3.21. Педагогический работник не только обучает детей, но и является
общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным,
образованным человеком.
3.22. Педагогический работник старается внести свой вклад в развитие гражданского
общества.
3.23. Педагогический работник понимает и исполняет свой гражданский долг и
социальную роль.
4. Запреты в деятельности педагогического работника
Педагогическому работнику запрещается:
4.1. передавать персональные данные о воспитанниках и обучающемся и его
родителях третьей стороне без письменного разрешения родителей;
4.2. разглашать сведения личной жизни воспитанника и обучающегося и его семьи;
4.3. унижать в любой форме на родительских собраниях родителей, дети которых
отстают в образовательной деятельности; использовать выражения, осуждающие
поведение родителей, дети которых отстают в образовательной деятельности;
4.4. выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с
заседаний педагогического совета, совещаний и т. п.;
4.5. обсуждать с родителями выступления своих коллег по образовательному
учреждению;
4.6. манипулировать детьми, использовать их для достижения собственных целей;
4.7. повышать голос, кричать;
4.8. терять терпение и самообладание в любых ситуациях;
4.9. нарушать требования Устава, иных локальных актов Школы, образовательной
программы Школы;
4.10. допускать в общении ненормативную лексику, грубые, оскорбительные
выражения и жесты;
4.11. курить в помещении и на территории Школы;
4.12. собирать с родителей и обучающихся денежные средства, кроме средств,
необходимых для проведения учебных экскурсий, посещений театров, просмотров
кинофильмов;

4.13. поручать обучающимся выполнять свои обязанности;
4.14. оценивать или сравнивать материальное положение семей воспитанников и
обучающихся;
4.15. сравнивать результаты образовательной деятельности детей;
4.16. допускать оскорбления обучающимися друг друга в своем присутствии;
4.17. допускать
выражения,
оскорбляющие
человеческое
достоинство
обучающегося независимо от его возраста;
4.18. допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или
религиозной принадлежности обучающегося;
4.19. применять по отношению к обучающимся меры физического или
психологического насилия над личностью;
4.20. допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся
физических особенностей или недостатков обучающегося;
4.21. выгонять (удалять) ученика с урока. В случае если ученик дезорганизует работу
целого класса, педагогический работник может передать его во время урока
дежурному администратору;
4.22. снижать оценку за отсутствие учебника или учебного пособия, за нарушение
обучающимся дисциплины на уроке;
4.23. предлагать обучающимся дополнительные платные занятия, проводимые им
или коллегами, провоцировать создание иных ситуаций, приводящих к конфликту
интересов педагогического работника;
4.24. посягать на личную собственность обучающегося;
4.25. пропагандировать собственные политические или религиозные убеждения,
проводить политическую или иную агитацию;
4.26. иметь внешний вид, демонстрирующий его религиозные, политические или
иные предпочтения, носить политическую, религиозную или иную символику и
атрибуты;
5. Правила расстановки кадров
При расстановке педагогических кадров на следующий учебный год администрация
руководствуется "Правилами расстановки кадров".
5.1. Неэтично отнимать у коллег нагрузку, не делиться нагрузкой; какое бы решение
по расстановке кадров не было принято, обсуждать его не следует, надо просто
дальше работать.
5.2. Наиболее сложные по составу и успеваемости обучающихся классы должны
брать наиболее опытные учителя.
5.3. Необходимо соблюдать паритет: и опытных, и начинающих педагогов на классе
должно быть поровну, но, если это для класса лучше, опытных педагогов может быть
больше.
5.4. Под "характер" класса нужно подбирать подходящих по характеру педагогов.
5.5. Не пройдя весь цикл преподавания дисциплины по общеобразовательной
программе на уровне основного и среднего общего образования, нельзя приступать к
преподаванию элективных курсов; а, не имея опыта ведения элективных курсов,
нельзя приступать к преподаванию профильного цикла.

5.6. В старших профильных классах уроки должны вести наиболее опытные учителя,
имеющие "профильное" образование.
5.7. Есть учителя, которые больше любят "маленьких" (5-7-е классы), и учителя,
которые умеют и хотят работать с учащимися 8 -11-ми классами. И если это не
нарушает целостности и преемственности расстановки, пусть так и будет.
5.8. Если возникает проблемная ситуация с классным руководством, то
устанавливается приоритет воспитательного блока расстановки над учебным, и тогда
нагрузку в этом классе принято уступать будущему классному руководителю.
5.9. Классный руководитель, выпустивший 11-й класс, по его желанию и
возможностям школы "обойтись" без этого учителя при распределении классного
руководства, может выйти на "заслуженный (от классного руководства) отдых" на
один год.
5.10. Педагогический работник, имеющий нагрузку более 20 ч в неделю, должен
брать и классное руководство, если, конечно, позволяют возраст и здоровье.
5.11. Нельзя произносить антипедагогических слов "я не возьму этот класс":
жизненный и педагогический опыт, квалификация и профессиональная этика
обязывают нас работать с любыми детьми.
5.12. Даже если учителю не нравится нагрузка, необходимо постараться с ней
согласиться. Во-первых, предлагая именно такой вариант, директор вынужден
учитывать и распределение классного руководства, и количество классов и часов в
перспективе, и планируемые выходы на пенсию, приход новых сотрудников, и даже
возможности технического персонала по уборке школьных помещений, и еще многое
другое. А во-вторых, директор всегда за все в ответе.
5.13. Взяв нагрузку, нельзя отказываться от нее в течение учебного года: дети не
должны быть "брошенными" и не могут отвечать за наши взрослые проблемы. Также
неэтично требовать увольнения или отпуска во время образовательного процесса,
особенно тогда, когда учителя не кем заменить из коллег.
5.14. Расстановку кадров необходимо проводить так, чтобы эффективность работы
педагогической команды для данного класса была как можно выше.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».